top of page
публикации.png

«In the Footsteps of Ghosts / По следам призраков». Разговор с Павлом Отдельновым. Режиссер Geraint Rhys / Герайнт Рис. 2020

Публикации:

 

«Critical Zones. Observatories for Earthly Politics», Bruno Latour and Peter Weibel, Zentrum für Kunst und Medien Karlsruhe, MIT Press, Cambridge, Massachusetts, 2020. ISBN 9780262044455

«Реализм ускользающего реального», Павел Отдельнов. «Художественный журнал» №144, сентябрь 2020

«Павел Отдельнов: Мне интересна другая, не всегда привлекательная сторона реальности», Полина Красильникова, портал «Арт Узел», 12 октября 2020

«Восемь равных», Людмила Аристова. «Коммерсантъ», Quality" Приложение №1 23 октября 2020

«О чем нужно знать и помнить», Евгения Макарова. «Дзержинское время», 5 сентября 2020

«Уравнение 30 известных», Игорь Гребельников, Газета «Коммерсантъ» №151/П , 24 августа 2020

«Инновация ковидной эпохи: от свидетельства о рождении до свидетельства о смерти», Светлана Хохрякова, «Московский Комсомолец», 26 августа 2020

«Это только начало», Владимир Раевский, Эфир от 26 августа 2020

«О премии «Инновация», скандалах и открытиях в мире современного искусства», Владимир Раевский, «buro 247», 24 августа 2020

«"Спорная история" в искусстве. Разговор с художниками Хаимом Соколом и Павлом Отдельновым», Анна Краснослободцева и Карина Караева, канал «Синий», 8 июля 2020

«Зачем художники смотрят в прошлое», Игорь Волков, интервью к выставке «Поколение XXI. Дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина», Государственная Третьяковская галерея, 9 июня 2020

 

«In the Footsteps of Ghosts», Geraint Rhys Whittaker, «Wales Arts Review», 23 февраля 2020

«From Wales to Dzerzhinsk 'In the Footsteps of Ghosts. Geraint Rhys' award-winning film about the artist Pavel Otdelnov», Michele A. Berdy, «The Moscow Times», 22 ферваля 2020

Canfod aur yn Rwsia, Non Tudur, журнал Golwg, 5 ноября 2020

«Свалке — бой! "Черная дыра" в Нижегородской области будет рекультивирована», телеканал «Мир 24», 19 февраля 2020

«Призраки индустрии», фильм Герайнта Риса о Павле Отдельнове, Надя Плунгян, портал Colta, 17 февраля 2020

 

«Pavel Otdelnov: Future Ruins», Kate de Pury, «Russian Art Focus», 14-й выпуск, январь 2020

DOCA-talk: Павел Отдельнов, лекция «Памятники бесхозяйственности». Институт гуманитарного образования и информационных технологий. Москва, 7 ноября 2019


«Фосген рассеивается. Чем запомнится «Промзона» Павла Отдельнова», Максим Буров, Надя Плунгян, «Colta», 7 марта 2019

«Художественный проект «Промзона»: история семьи как часть истории страны», Павел Отдельнов, журнал «Философические письма. Русско-европейский диалог». Том 2 4, 2019

«Окно в историю, которая не кончилась. Главные музейные события года»Жанна Васильева, «Российская газета»,№ 296 (8054), 30 декабря 2019

«От первого лица. Павел Отдельнов», цикл рассказов о выставке «Промзона», радио «Культура», 4 – 8 марта 2019

«Artist probes Russia's toxic legacy through family history», Kate de Pury, агентство Associated Press, 20 февраля 2019 статья была опубликована более чем в трёхстах изданиях по всему миру, в том числе: ABC News / American Press / Associated Press / Business Insider / Chicago Tribune / Daily Herald / Fox News / Greenwich Time / Hartford Courant / Houston Chronicle / Independent Record / National Post / Newsday / Newser / Russian Insight / Star Tribune / Sun Herald / Taiwan News / The Buzz / Times Colonist / The Daily Mail / The Eagle / The Hour / The Intelligencer / The Mainchi / The New York Times / The News & Advance / The News & Observer / The Post Star / The Washington Post / The Washington Times / U.S. News / Yahoo News 

 

«Осколки памяти. Выставка Павла Отдельнова "ПРОМЗОНА"», Екатерина Головина, научный журнал филологического факультета МГУ «Stephanos», №2 (34), 2019

«После нас тут будет жить мутант», Инна Кравченко, портал «Такие дела», 21 июня 2019

«То, что я могу делать сам», Ольга Кочеткова-Корелова, Psychologies №51, май-июнь 2020

 

«Промзона Павла Отдельнова в ММСИ. Прошлое = музей?», Татьяна Миронова, «Место искусства», №1 «Центр и периферия», апрель 2019

 

«История в лицах», Кристина Пестова, «Место искусства», №1 «Центр и периферия», апрель 2019

«Настоящее прошлое», Владислава Родионова, «Лаборатория художественной критики»

 

«Выставка Промзона», программа «Музейные палаты», Эхо Москвы, 2 марта 2019

«The Collapse of Communism», Whanganui Chronicle (печатная версия), 8 марта 2019

«На берегу Черной дыры», Елена Чеснокова, «Батенька, да вы трансформер», 21 марта 2019

«Энтропия разрушения неискоренима», Александр Буренков, Strelka Mag, 7 марта 2019

 

«Снимая непредставимое. Травма, дистанция, аффект: рецепция «Camera Lucida» Ролана Барта и современная российская фотография», Виктория Мусвик, научный журнал «Topos» Journal for Philisophy and Cultural studies, №1-2, 2019

«Художник исследовал город России с "Черной дырой"», Мария Москвичёва, «Московский комсомолец» №27888 от 26 января 2019

Передача «От первого лица» на радио «Культура», 10 выпусков, 4-8 марта 2019

«Круглый стол: Политика памяти», Марина Анциперова, Артгид, 6 марта 2019

«О чем молчит промзона?», Татьяна Золочевская, портал открытой критики «Rara Avis», 27 февраля 2019

«Ржавая решетка советской модернизации», Иван Стрельцов, портал Spectate

 

«See Death and Life in Dzerzhinsk», Aaron James Wedland, «The Moscow Times», 18 февраля 2019

«Идея будущего оказалась спекуляцией. «Руины» Павла Отдельнова», Светлана Павлова, «Радио Свобода», 17 февраля 2019

 

«Павел Отдельнов. Промзона», Кирилл Зимогорский, Культобзор, 22 января 2019


«Александр Отдельнов: Без противогаза не входить!», Syg.ma, 22 января 2019


«О том, как вчерашняя история превращается в миф», Татьяна Филиппова, журнал «AD», 23 января 2019


«В Москве открылась выставка и вышла книга, посвященные заводам Дзержинска», Анна Фильцова, Дзержинск.рф


«Как страшно жить: Промзона в московском музее», Софья Багдасарова, livejournal, 3 марта 2019


«Fragments Of The Past”: The Superb Contemporary Industrial Paintings By Pavel Otdelnov», designyoutrust, 2019


«Художник исследовал город России с "Черной дырой"», Мария Москвичёва, «Московский комсомолец» №27888 от 26 января 2019


пресс-релиз выставки Павла Отдельнова «Промзона», Московский музей современного искусства


«Мороз по коже. Промзона», Ирина Баржак, Snob, 30 января 2019


«Мудборд. Павел Отдельнов», журнал «Диалог Искусств», №1, 2019


«Топография памяти», Жанна Васильева, «Российская газета», 12 февраля 2019 

«Как звучит пустота», Дарья Курдюкова, «Независимая газета», 12 февраля 2019

«В руинах заводов я вижу истории людей», Анастасия Казакова, «Нижегородская правда», 7 февраля 2019

«Химия, жизнь и смерть», Глеб Струнников, портал «Уроки истории. ХХ век», 11 февраля 2019

«Запах забвения: выставка «Промзона» посвящена заброшенным химзаводам», Сергей Уваров, «Известия», 13 февраля 2019

«В руинах заводов я вижу истории людей», Анастасия Казакова, «Нижегородская правда», 7 февраля 2019

«Мутации утопий», Сергей Хачатуров, портал «Artterritory», 4 февраля 2019

«Это проект о той части нашей жизни, которую мы практически никогда не замечаем, обходим стороной», Сергей Чебатков, портал Artuzel, 31 января 2019

«Культурный повод», Ксения Ламшина, «Радио Культура», 31 января 2019

«Павел Отдельнов. Промзона», Людмила Новикова, портал «Interiorexplorer», 4 февраля 2019

«Павел Отдельнов об ужасах химического производства и уроках прошлого», Тамара Антия, портал «Станок», 20 ноября 2018

«Неисчезающее прошлое», Павел Отдельнов и Светлана Баскова, «Сигма», 8 августа 2018

«Павел Отдельнов: Пейзаж всё равно получается выдуманным»", Ольга Кабанова, «The Art Newspaper Russia», №05 (64), июнь 2018

«В память о химзаводе», Русина Шихатова, журнал «Эксперт» №20 (1074) 14 мая 2018

 

«В «Октаве» пройдет публичная дискуссия с художником Павлом Отдельновым», «Тульские Известия», 12 октября 2018


Интервью в программе «Господин библиотекарь», «Радио России», 27 сентября 2018, 22:30


«Павел Отдельнов. Заводские анекдоты», Ольга Широкоступ, aroundart


«Павел Отдельнов: "Меня интересует микроистория – история: рассказанная маленьким человеком"», Дарья Колосова, «Собака НН»


«Искусство через призму промзоны», Дарья Королёва, «День города»


«Павла Отдельнова вдохновляют зловещие индустриальные пейзажи», Мария Владимирова, «Новости Нижнего Новгорода»


Интервью о выставке «Химзавод», Сергей Кулаков, канал «Дзержинское время»


запись public talk на выставке «Химзавод» в галерее FUTURO со Светланой Басковой


репортаж с открытия выставки «Химзавод», «Столица Нижний»


«Бенефис одной картины», Анастасия Петракова, «The Art Newspaper», 11 марта 2016


«Белое море, Черная дыра», Павел Отдельнов, «Диалог Искусств»


«10 самых интересных арт-объектов Уральской биеннале», Анастасия Егорова, «Buro 24/7», 31 октября 2017

«Непостоянство памяти. О «Руинах» Павла Отдельнова», Константин Зацепин, «Цирк Олимп», №26 (59), 6 октября 2017

«В галерее Виктория открылась выставка, посвящённая индустриальному пейзажу», Татьяна Гриднёва, «Самарская газета», 29 августа 2017

«Свалка – это то, что от нас остаётся», Арина Гриднёва, «Большая деревня», 08. 2017

«Привычный пейзаж стал руинами прошлого», Марина Александрина, «Чудеса и приключения», №6, 2017

«Художник долгого времени», Ксения Гаранина, «Волжская коммуна», 29 августа 2017

«Советские заводы становятся нашей античностью», Сергей Баландин, «АРТУЗЕЛ», 7 сентября 2017

«Художник Павел Отдельнов: "Ощутил себя сталкером"», Талгат Мусагалиев, «Собака.ру», 10 сентября 2017

«Чёрные дыры технологий», Павел Отдельнов, «Декоративное искусство», №1/422, лето 2017 

«Pavel Otdelnov, poete du nulle part», Русина Шихатова, «Le courrier de Russie», №311, сентябрь – октябрь 2016

«Между Белым морем и Чёрной дырой», Валентина Переведенцева, «Русский мир», №11, Ноябрь, 2016.

«Павел Отдельнов. Интервью для журнала», Марина Самкович, «Собака НН», №07-08 (93-94), 2016

«Человек – это что-то мимолётное», Максим Калашников, «Столица Нижний», №8 (41), август 2016

«Меня завораживает промзона», Марина Ипатова, «Дзержинское время», №28 (819), 14 июля 2016
 
«Бенефис одной картины», Анастасия Петракова, «The Art Newspaper», 16 марта 2016

«Сорняк человеку друг, товарищ и брат», Сергей Хачатуров, «Artterritory», 08. 2016

«Пока звук не выключаем», Сергей Гуськов, «Colta», 07.2016

«Белое море. Чёрная дыра», Павел Отдельнов, «Диалог Искусств», 11. 2016

«Дзержинский солярис», Злата Медушевская, «Аргументы и факты», №29, 20 июля 2016

 «Историко-художественные исследования восточной промзоны Дзержинска на выставке Павла Отдельнова "Белое море. Чёрная дыра"», телекомпания «Дзержинск», 11 августа 2016

«Выставка "Белое море. Чёрная дыра"», телекомпания «Россия», 26 августа 2016

«Чёрная дыра истории или Белое море памяти», «Московский комсомолец, Нижний Новгород»,  27 июня 2016

«В галерее «Беляево экспонируется картина, посвящённая "Белому морю"»,  «Коньково», 21 марта 2016


«Дзержинский солярис», «Аргументы и факты Нижний Новгород»


«Павел Отдельнов: меня завораживает промзона», Марина Ипатова, «Дзержинское время»


«Необыкновенное обыденное», Максим Калашников, «Столица Нижний»


«Павел Отдельнов: человек — это что-то мимолетное», интервью, Максим Калашников, «Столица Нижний​»


«В галерее Беляево экспонируется картина, посвященная Белому морю», «Коньково»


«Судьба человека», Лусине Варданян, «Ставропольская правда»


«В галерее «Виктория» открылась выставка индустриального пейзажа», Татьяна Гриднёва, «Самарская газета»

Каталог выставки «Промзона. Павел Отдельнов», Галерея Триумф, Москва. Выпущен при поддежке фонда Генриха Белля. 2019. ISBN 978-5-6041668-8-8. Читать
Книга А.Л. Отдельнова «Без противогаза не входить!» с авторскими иллюстрациями, Галерея Триумф, Москва. Выпущена при поддежке фонда Генриха Белля. 2019. Читать

Другие издания для выставок проекта «Промзона». 2016 — 2018

Павел не первый год работает с пост-индустриальным пейзажем. В данном случае, однако, пейзажем дело не исчерпывается, Дзержинск, некогда столица химической индустрии, становится главным героем, прочтение которого разделено на главы: «музей», «кинозал», и так далее — а методы изучения включают документы, фотографии, инсталляции, тексты, видео и пр. Вопрос — что именно в этом антропологическом исследовании хорошего, что именно нам сообщает автор и на каких струнах играет.

Павел Отдельнов, в моем понимании, до сих пор разрабатывал две основные темы - изображения как такового, где отблеск в стекле равнозначен дороге за стеклом — и пограничья, столкновения двух противоречивых сред, условно — цивилизации и дикости запустения. Внутри себя эти среды эстетически полноценны, но именно зона их пересечения порождает хаос, в который можно вглядываться в поисках новой эстетической системы.

Ну то есть в обоих случаях Отдельнов видит что-то завораживающее там, где нормальный взгляд не видит ничего.

Здесь же, мне кажется, дополнительно нужно смотреть на происходящее через призму хонтологии (hauntology) — Дзержинск Отдельнова это не просто эстетически оправданная руина, которую можно меланхолически созерцать, это утраченный параллельный вариант будущего. Отсюда модернистские острые углы в композиции, см. Родченко. Отсюда всматривание в абстрактные пятна отслаивающейся краски и переплетений проводов.

Руина модернизма как такового — с его масштабом, величием, оптимизмом и абсолютной бесчеловечностью. «Химия» — крайне вредное и опасное производство, где традиционно задействовался труд заключенных и ссыльных; все великие стройки времен индустриализации создавалась руками зеков; а тексты проработавшего 40 лет на производствах отца автора только добавляют этого ощущения — бытовавшего превосходства коллективного индустриального измерения над измерением частной человеческой судьбы. Безжалостность и сила. Но модернизм с его рывком в будущее не сбылся, индустриальная волна откатилась, оставив следы и шрамы в виде руин целых городов, несоразмерных человеку. Гигантские дети побросали свои игрушки и ушли. 

Нам, потомкам, остается исследовать эпоху этих непонятных людей по документам и заброшенным цехам. Вроде было только что, и отпечаталось в персональном опыте и памяти — а словно на другой планете уже. В этом отношении Павел Отдельнов, изучающий модернизм по его практическим следам — сродни экспедиции, раскапывающей Урук в Междуречье. Желания вернуться в те мифические времена не возникает, но щемящее переживание присутствия призраков — в полный рост.

Владимир Дудченкоfb

Изумительный проект художника Павла Отдельнова в Музее современного искусства на Петровке — «Промзона». 

Он работал над этим много лет. В основном живопись, но также объекты, инсталляции, фильмы. От запахов химзавода до сих пор болит голова. 

Отдельнов и вся его семья из города Дзержинска, где десятилетиями работали химзаводы — на случай войны; гибли от вредных веществ, впрочем, в основном сами рабочие, о чем отец художника написал потрясающие мемуары (они «комментируют» выставку). Потом заводы закрылись из-за нерентабельности, да и вообще бессмысленности всего этого проекта. Остались только гигантские токсичные могильники - и воспоминания, которые тут и препарирует Отдельнов. 

Впечатление колоссальное. Это выставка-музей, выставка-роман. Здесь и «Сталкер» (сплошная Зона, ее портрет), и «К западу от железной дороге» Вань Биня и «24 сити» Цзя Чжанке — грандиозные постиндустриальные эпосы китайских кинематографистов, и «Памяти памяти»... и абсолютно магическое, мистическое ощущение конца советской (анти)утопии, ради которой люди гибли и убивали, а потом однажды просто перестали в неё верить — и она сама рассыпалась. 

Антон Долинfb

Трудно осознать и пережить. Выставка сжимает, вдавливает в свое пространство, в котором ты забыт и одинок, словно забытая арматура в расколотом заводском цеху Дзержинска. Сделана она настолько точно по пространственному пониманию, что во многом превосходит формат выставки. Это выстраданное лично послание. Гуманизм VS Антропоцен... Концептуализм, страшно отформованный самой жизнью, экологией, социумом, экономикой...

Сергей Хачатуровfb

 

Это готовый раздел будущего Музея Истории СССР, ведь такую картину можно наблюдать не только в Дзержинске.

Выставка, как мне показалось, состоит из трех пластов, или воздействует на разные чувства зрителя. Это, в первую очередь, картины Павла Отдельнова. Я не стану обозначать стиль, но в целом они смотрятся очень сильно. Перед нами грандиозные и аскетичные руины советской цивилизации, бесчеловечные, но такие хрупкие, эфемерные перед лицом времени.

Варварство, разложение молниеносно способно уничтожить все это, созданное здесь десятилетиями труда. Минималистичные казалось бы картины, где нет ни одного персонажа, передают широкую гамму эмоций. Подобный взгляд мог бы быть обращен и на уходящие в небытие церкви конца XVIII-XIX вв.

Второй пласт это фрагменты из книги Александра Отдельнова, проработавшего на производстве несколько десятилетий. Это поразительные свидетельства, емко схваченные зарисовки о смерти, героизме и юморе на опасном химическом мега-заводе. И именно эти тексты придают истлевающей советской инфраструктуре, запечатленной в живописи, черты не мифа, но факта — сейчас этого нет, но это было.

Третий пласт, самый страшный, это экологическая катастрофа — так называемые «Белое море» и «Черная дыра», которые при этом имеют самые живописные, завораживающие формы. Это видео пролеты, выполненные над шламоотстойниками. Это уже взгляд на Землю из инопланетного корабля, постапокалиптический взгляд, проникнутый не жалостью, но интересом. Однако если очнуться этого зрелища, то становится очевидно, что совершил здесь человек с природой и собой.

Андрей Бархин, fb

 

«Промзона» Павла Отдельнова посвящена постиндустриальному настоящему промышленных предприятий в городе Дзержинск. Заброшенные «соборы» опасных производств, а также постиндустриальные пейзажи превращают зрителя в сталкера, предстоящего перед былым величием и спотыкающегося о попадающиеся под ноги противогазы. Это своеобразная модель постапокалипсиса, который местами уже присутствует в нашем мире, проявляясь отрезками то там то тут. Оптимизм пятилеток СССР и гул производств остался за наглухо закрывшейся дверью времени как и их герои, и теперь здесь, в этом «не-месте» поселилось безвременье. На выставке почему то не раз вспомнила польского художника Здислава Бексиньского, который основной упор делал на постапокалиптических существах посреди опустевших пейзажей, и хотя его искусство невозможно напрямую сравнить с тем, что делает Отдельнов, звенящее ощущение тревоги, молчания и заброшенности, а также неопределенного предчувствия все же роднит их (это мое исключительно субъективное мнение, вызванное не столько самими работами Павла, сколько самой атмосферой выставки). Плюс для меня очень ценно, что как у одного, так и у другого, нет места поверхностным штампам связанным с постиндустриальной и постапокалиптической эстетикой. Острым акцентом экспозиции является представленный в аквариуме мутант — неведомое червиво-щупальцевое существо. Напоследок хотелось бы отметить те фильмы, которые представлены на выставке. Они затягивают, и их присутствие пожалуй впервые в жизни доказало мне, что слова «выставка-исследование» могут быть не пустым звуком, а реальностью.

Анна Борисова, fb

Про то, что проект вырастал и созревал долгие годы из других проектов Отдельнова, уже написали многие. Соединившись с глубоко личной историей все прежние детали и наработки вдруг сплотились в фундаментальный образ эпохи. И это, конечно, мощно. Хочу сделать несколько личных наблюдений:

1). Для меня удивительным стало расслоение времени. Ведь мы относим место собственного «советского» уже к какому то довольно удаленному и ушедшему в архив периоду. Но это мы — живущие в Москве или Петербурге. Но вот в кадре появляется отец Отдельнова — один из героев проекта. И он вовсе не древний старик, а вполне еще молодой и крепкий мужчина. Его история работы на советском химическом производстве совсем не в прошлом, она произошла буквально недавно. И в этот момент просто физически ощущаешь, как разница в ощущении «прошедшего времени» вдруг растягивается, когда мы обращаем внимание на громадные территории, скрытые за столицами;

2). Встроенная в проект история немецкого летчика это не только большая удача, но и свидетельство работы очень въедливого исследователя. И эта история делает «детали» проекта, уже не абстрактными, а исторически весомыми;

3). Есть все же один момент, который меня смутил и о котором мне было бы интересно отдельно побеседовать. Когда я смотрел два видео-фильма в последнем зале, то понял в чем кроется некоторая тревога, которую я чувствовал в течение всего просмотра проекта. А тревожность у меня вызывала эстетизация проблемы. Я хорошо помню, как в аналогичной ситуации, наблюдая убитые индустрией земли Нью-Джерси, Роберт Смитсон упирался именно в необратимую деструкцию, которую человек оказывает на природу, частью которой она сам и является. И даже упоминал второй закон термодинамики. У Отдельнова же все образы удивительно красочны, более того, эта красочность эстетизирована. Это наиболее ярко раскрывается как раз в видеофильмах, которые выглядят как репортажи с других и далеких планет. Смотреть на пейзажи других планет интересно и познавательно, но за этим постоянно маячит знание о том, что эта красота смертельна для человека. Отдельнов смотрит на постиндустриальный советский ландшафт через призму живописи (в частности, через призму того, как его учили учителя советской школы и того, что он сам теперь думает о живописи, наработав свой собственный опыт).

Но есть и еще одна призма, которую ощущаешь. Это кинематограф Тарковского, который да, сильно настроил наше зрение (себя не исключаю), выстроив вокруг «красоты умирания» артефактов культуры целую визуальную философию. То есть, мы заложники этой эстетической системы, но что-то в ней не сходится.

Дмитрий Пиликин, fb

«Промзона» все же не про руины советского прогресса — никакой ностальгии тут нет. Зато есть завораживающее и пугающее в промышленных постройках ощущение какого-то нечеловеческого чуждого опасного мира, в проекте Павла — опасного буквально, убийственного — в выставку включены истории катастроф на химических заводах.

Ирина Кулик, fb

Совершенно суперическая выставка Промзона Павла Отдельнова. Я не знаю, какие планы у г-на Михайловского, но считаю что именно такой проект может и должен представлять Россию на Венецианской биеннале.

Ценность его — в авторской интонации, в глубоко личной истории, погруженной в многослойную память и время. Это время подобно той слоистой негомогенной среде обитания, что по всем медицинским нормам абсолютно не пригодной для нормального проживания. История о «трудовой династии» Отдельновых могла бы выглядеть как циклопическая сага о «Строговых» или урапатриотический сериал «Угрюм-река»: поколения семьи - одно за другим, за следом след — живут и трудятся, трудятся и живут, и вместе с ростом страны и ее благосостояния растут их дети, набираются сил и мудрости, а потом когда-нибудь вдруг становятся солью земли. Ну а рефреном, как водится, идут «страдания»: гляжу в озера синие, в полях ромашки рву. Но — нет, озера уже совсем не синие, а фиолетовые и краплачные, и ромашки давно не растут, потому что хлора вокруг столько, что эта выжженная земля уже никогда не родит. И хэппи-энда у этой истории нет и быть не может. Презент континьюс — настоящее продолжается: вымерший город, гектары кладбищ, украшенные химическими венками на почве менделеевых элементов. Город в самом центре России — не в Сибири за тридевять земель, не в калмыцких степях, куда на поезде добираться двое суток, — а в нижегородском подбрюшье, и в таком виде — хоть вой, хоть плачь, никто не поможет. Должно быть Чернобыль сейчас выглядит поприличнее. И сколько их, таких «Чернобылей», на нашей карте?

Отдельнов — мужественный парень, в условиях когда «о главном молчит телеграф» он предъявляет стопудовые доказательства, такие, что от них сводит зубы. О том, что в Дзержинске полная катастрофа — я знаю не понаслышке, наша с Ольгой близкая подруга получила тяжкую онкологию из-за дзержинской никуда не годящейся экологии. Но Дзержинск — не исключение. В Татарстане тоже есть такой город химиков — Нижнекамск, там на местных химических предприятиях у меня работали близкие родственники по линии отца. Город начали отстраивать в конце 60-х, гигантская комсомольская стройка соблазняла молодежь страны, туда ехали за высокими зарплатами, за гарантированным жильем. И хотя в Нижнекамске с производством не так все безнадежно, но там я тоже видел такие же заброшенные заводские корпуса с «висящими садами Семирамиды» на верхних ярусах и крышах, как у Отдельнова в фильме. А в Башкирии есть города Стерлитамак и Салават с их корпусами «Нефтеоргсинтеза», отстроенными в 70-х — это надо видеть, какая там кругом беспросветная заброшенность и полный мрак.

Павел Отдельнов представил проект-подвиг, когда уже нет ни возможности, ни желания отсиживаться в эмпиреях, думать об отвлеченном. Судьба города, людей — до которых никому нет дела, кремлевским они до лампочки — все это коснулось его самого. Потому его высказыванию веришь и сопереживаешь, потому и хочется откликнуться. Точно также как мгновенно вышел на связь Клаус — пленный люфтвафовец, отсидевший в лагере под Дзержинском и сообщивший Павлу подробности расположения бараков на территории в 46-м. Зафиксированная переписка-обсуждение деталей Павла и Клауса дает лучик надежды, что боль никогда не будет закопана так глубоко, что о ней никто никогда не узнает.

Лучшее на выставке — оба фильма Павла, то что он зафиксировал — делает их документом, сколь страшным столь и важным для нас. Замечательные отрывки из книги воспоминаний отца художника — Александра Отдельнова, напоминающие в чем-то прозу Лема в жанре саркастической футурологии, если бы не та горькая правда, что вызвала к жизни эту книгу. Когда-то у Толстого в «Войне и мире» эту функцию приземления поднебесного брал на себя Платон Каратаев. Сегодня у нас на «каратаевых» вновь большой спрос.

Не посмотреть Промзону просто нельзя, — как мне кажется, лучший проект за последнее десятилетие.

Ильдар Галеев, fb

bottom of page