top of page
о проекте.png

     В основу проекта легла семейная история художника, связанная на протяжении нескольких поколений с химическими производствами города Дзержинска в Нижегородской области. Именно поэтому выставки «Белое море. Черная дыра» в 2016 году в нижегородском «Арсенале» и «Химзавод» в 2018 в нижегородской же галерее FUTURO были гораздо больше ориентированы на местный контекст и обращены к посвященному, соучаствующему зрителю. Ведь экологическая катастрофа в районах как легальных, так и незаконных захоронений отходов химических производств, продолжается и сейчас. Посетителями выставок были люди, для которых это не где-то-там-далеко-у-них, а буквально по-соседству. Поэтому в «Арсенале» Павел, пользуясь особенностями выставочного пространства, создал подобие краеведческого музея с документами и витринами. Живопись ушла немного в тень, уступив место истории, из героя превратившись в свидетеля. И именно «свидетельство» искусства об экологических проблемах было наиболее остро воспринято публикой.

     Но постепенно проект обрел черты, которые близки и интересны без какой бы-то ни было территориальной привязки. Произошла объективизация взгляда художника, и перед нами уже предстает не история одной трагедии, а образ нашего общего прошлого — эпохи огромных секретных индустриальных комплексов, в функционирование которых так или иначе была вовлечена большая часть населения Европы в середине ХХ века. Она оставила после себя поражающие своим размахом промзоны, содержание которых возможно только в условиях командной экономики и которые теперь разрушаются с удивительной быстротой. Даже быстрее, чем истлевает бумага старых заводских газет. В живописной серии раздела «Руины» некоторые «модели» еще в 2000 годы были функционирующими предприятиями.  

     В последние годы повысился интерес социума в целом и художников — людей способных этот интерес почувствовать и переосмыслить, к совсем недавней истории. К истории, рассказанной живыми современниками, к истории своей семьи, попавшей в перипетии общественных катаклизмов, ко взгляду на крупные явления с точки зрения обывателя. Документальный театр уже давно не вызывает удивления. Набирают популярность проекты связанные с «микроисторией» — например, «Прожито», публикующий сохранившиеся дневники и письма обычных людей, живших в прошлом веке. Незначительные события, простота и незамысловатость обыденности стали инструментом в понимании катаклизмов бурного ХХ века. Размышляя о причинах такого обращения к прошлому я осознала, что меня с рабочими, чьи газетные портреты воспроизведены Павлом Отдельновым в работе «Доска почета», разделяет такая же бездна, как со строителями древних пирамид… Эта бездна — безвозвратно закончившаяся эпоха. И даже часть моей собственной жизни, случившаяся в это же время, кажется для меня такой же непреодолимо далекой. И не крах идеологий или крушение империи разделило нас. Гораздо более важную роль сыграло развитие информационных технологий. При огромном потоке вербальной и зрительной информации, поглощаемой ежеминутно средним представителем нашей цивилизации, стало очевидным, что мир разделился на оцифрованный и неоцифрованный — зыбкий и растворяющийся. Более того, создание глобальных информационных сетей и, как следствие, возможность быстрого доступа к огромным объемам информации, оцифровка многих архивов и предоставление открытого доступа к ним показали обществу, насколько легко фальсифицируется и мифологизируется история при отсутствии достаточного количества данных из разных независимых источников. На мой взгляд, в этом кроется основная причина того, что общество стало так настойчиво обращаться к фиксации памяти совсем недавнего прошлого, настойчиво пытаясь сохранить его зрительные образы и материальные памятники. Ведь мы пока еще можем к ним прикоснуться и получить свидетельства очевидцев, включающие в себя весь спектр воспоминаний — от официальной версии событий до рассказов и анекдотов непосредственных участников.

     Построение проекта «Промзона» следует тем же принципам. Экспозиция организована музейно-повествовательно и поделенана разделы, охватывающие тот или иной источник информации об объекте. В разделе «Следы» собраны живописные работы, основанные на фотографиях из заводских многотиражек и реди-мейд — фрагменты учебных диафильмов по ГО, найденные художником в заброшенных цехах. 

     Особняком в «архивной» серии стоит работа «12.02.60». На ней в стилистике газетной публикации изображены последствия реального события, произошедшего в феврале 1960 года: взрыва, практически уничтожившего огромный заводской цех и унесшего жизни всей смены. Однако ни в одной газете того времени об этой трагедии не упоминается. Основываясь на найденной в заводском архиве фотографии развороченного взрывом здания, Павел пишет работу, стилизованную под выцветшее газетное фото, как бы восполняя этим пробел в общественной памяти о таких безвестных засекреченных катастрофах, происходивших на закрытых предприятиях. 

Живописная инсталляция «Доска почета», воспроизводит фотографии передовиков из заводской газеты разных лет. По композиционным приемам и разной степени «ветхости» изображений угадывается временной промежуток — около пятидесяти лет — когда изображенные передовики стали героями публикаций. Пространство зала дополнено старыми полуистлевшими противогазами, что подчеркивает рукотворность и длительность всего происходившего. 

     Раздел «Музей», как и следует из названия, фиксирует и сохраняет данные о состоянии объекта и демонстрирует артефакты, свидетельствующие о его истории. В этой части экспозиции широко используются различные формы репрезентации. Фотофиксация следов, оставшихся от жилых домов рабочего поселка, видеоинсталляции и фильмы, запечатлевшие сегодняшнее состояние изучаемых объектов, артефакты и образцы запахов. 

Песок — вечный спутник запустения. Каждый, бывавший хоть раз летним днем на «заброшках» помнит это неприятное ощущение скрипа на зубах после малейшего дуновения ветра. Рельсы, по которым еще несколько лет назад курсировал трамвай, уже еле различимы под слоем песка. Не случайно в европейской культуре он тесно связанс понятием забвения. Опустошение, забвение и покой объединяют произведения раздела «Песок». Но этот покой обманчив. Бетонные кубы, немного возвышающиеся среди монотонной песчаной пустоши, герметизируют скважины полигона глубинного захоронения крайне опасных отходов, а рядом притаилась новая «форма жизни», зародившаяся в шламоотстойниках. 

     «Руины» — важная часть проекта. Тут собраны живописные «портреты» руин промышленных построек и интерьеров цехов. Я не случайно назвала их «портретами». Работая над ними, художник использует композиционные и живописные приемы, свойственные классическому портрету. Такие как визуальное выделение «главного героя» произведения и обобщение его черт, отстраненность, дистанцированность от зрителя, статичность и замедленность течения времени. Здания напоминают исполинов, некогда прорвавшихся сквозь толщу земли и степенно увядающих на ней. Все работы серии безлюдны, и зритель становится единственным посетителем этого замершего мира. 

     Живопись — медиум, напрямую связанный со временем. Подготовительные работы и создание живописного произведения — процессы неспешные и довольно ёмкие по временным затратам. Это обусловлено, в большой мере, технологическим процессом, который желательно соблюдать для долгой жизни произведения. Порой возникает ощущение, что живопись аккумулирует это затраченное время и создает лакуны во времени своего зрителя. Павел Отдельнов в полной мере использует эти особенности материала. Оказываясь рядом с его работами, хочется замедлить шаг или остановиться, чтобы попасть в унисон с произведением, и замереть, созерцая руины, достаточно уродливые в реальности, но обретшие величие при смене оптики художником. 

Важной составляющей «Промзоны» стала книга «Без противогаза не входить!» Александра Отдельнова, отца художника. Это короткие истории из заводской жизни. Среди них есть веселые и печальные случаи, и просто зарисовки «обыденных» соприкосновений с крайне опасными химическими веществами. Некоторые отрывки из этой книги Павел размещает в пространстве залов. Эти живые, очень понятные человеческие истории резко контрастируют с изображениями полуразрушенных цехов, в которых они разворачивались еще совсем недавно. Текст вообще играет большую роль в проекте. Именно благодаря экспликациям к работам зритель узнает, что это реальные объекты, находящиеся в окрестностях Нижнего Новгорода, многие из которых будут представлять угрозу жизни еще нескольким поколениями обитателей тех мест. 

 

Дарья Камышникова, кураторский текст к выставке «Промзона», ММСИ

о проекте

     Мой проект связан с историей моей семьи. Я родился в городе Дзержинске, столице советской химической промышленности. Три поколения моих предков работали на секретных химических заводах. Бабушка незадолго перед войной приехала в один из заводских поселков из глухой деревни — в то время заводы строились и были нужны руки. Работа была очень вреднойи тяжелой. Вначале бабушка готовила снаряды химавиабомб, а затем работала на производстве оргстекла для авиации. Дедушка работал в том же цехе, — там они и познакомились. Их дети, мои папа и тетя, после школы устроились на тот же завод, в 1970-х такая преемственность считалась поводом для гордости и называлась «трудовая династия».

     Проект посвящен промзоне моего родного города Дзержинска — большому кластеру химических заводов. Большинство заводов восточной промзоны Дзержинска были построены в 1939 году. Они были нацелены прежде всего на выпуск боевых отравляющих веществ и все военные годы производили боевую химию в огромных масштабах, хотя химическое оружие практически не применялось ни одной из сторон. После войны заводы производили сырье для самых разных отраслей советской промышленности, например, капролактам — основу для синтетических волокон, а также оргстекло, удобрения и гербициды, тетраэтилсвинец, ДДТ, фенол-ацетон, ПВХ. 

В 1990-е годы перестала работать централизованная система экономики, самые прибыльные участки оказались в частных руках, большинство производств были признаны убыточными и закрыты. Градообразующие заводы один за другим обанкротились. Сегодня многие из закрытых цехов разрушены совсем, а другие заброшены. 

     Недавнее прошлое оказалось как будто стертым. От гигантских заводов остались руины. От рабочего поселка, в котором жили мои предки, не осталось почти никаких следов.

     Истории, которые вспоминает моя бабушка, кажутся сказками. Мой проект о забвении, о том, как реальные исторические события превращаются в мифы, а природа отвоевывает созданное человеком. Деревья прорастают через бетонные плиты и разрушают здания. Советская история, возникшая как миф, превращается в античные руины, так и не осуществившись в реальности. 

Семья Отдельновых. Трудовая династия. 1960-е
Фото из семейного архива. 1960-е

     Парадоксальным образом свидетельства теряют силу реальности, переформатируются и подстраиваются под общие представления, превращаются в то, что принято называть историей.  

     Часть выставки я задумал как своеобразный квази-музей, — тот краеведческий музей, который я хотел бы создать. Его экспонаты никогда бы не попали в официальные музеи, — это маленькие вещи, которые рассказывают и свидетельствуют не о победах и достижениях, а о повседневной жизни людей. 

     Папа родился в рабочем поселке посреди заводов и всю жизнь проработал на химических предприятиях Дзержинска. Поговорка «Где родился, там и пригодился» — про него. В моем детстве на кухне каждый вечер грелось ведро с водой — мама кипятила простыни, которые становились желтыми от впитавшихся в кожу, несмотря на противогаз и костюм химзащиты, соединений хлора и фосгена. Цеха, в которых работал папа, были одними из самых вредных на заводе. Несмотря на это в его воспоминаниях много юмора, который иногда помогал выживать в самых опасных ситуациях. 

Павел Отдельнов

Выставки проекта «ПРОМЗОНА»: 

2020 Промзона, экспозиция в рамках выставки номинантов премии «Инновация 2020», ГЦСИ Арсенал (Нижний Новгород)

2019 Промзона, Московский музей современного искусства (Москва)

2018 Заводские анекдоты, Творческий индустриальный кластер «Октава» (Тула) 

2018 Химзавод, галерея FUTURO (Нижний Новгород) 

2017 Экспозиция в основном проекте Четвертой Уральской индустриальной биеннале современного искусства, тема: «Новая грамотность», Уральский приборостроительный завод (Екатеринбург)

2017 Руины, галерея Виктория (Самара)


2016 Белое море. Черная дыра, ГЦСИ Арсенал (Нижний Новгород)

2016 Территория накопленного ущерба, галерея Беляево (Москва)


2015 Доска почета, Ставропольский краевой музей изобразительных искусств (Ставрополь)

bottom of page